Pz.Kpfw.VI Ausf.Н1 Tiger

   Tiger танковой дивизии СС Мертвая голова. Образец выпуска начала 1943 г. - определяется по характерной форме командирской башенки.

     
Дополнительно


   Автор - Алексей Аристов.

   Наконец-то мне удалось написать нечто вроде пособия по моделированию танка Тигр. Это не подробный урок, но все же. Подробное описание выполнения каждой детали просто нереально.

   Сразу хочу сказать, что 3D studio MAX не является профессиональным конструкторским пакетом. Поэтому некоторые незначительные огрехи в размерах здесь могут присутствовать (в особенности мелких деталей).

   Это краткое пособие для опытных трехмерщиков, которые имеют представление, что к чему. Приступим.

   Для начала необходимо собрать как можно больше материалов по танку: фотографии с разных ракурсов, фото крупным планом отдельных узлов и частей, технические характеристики и т.д. Вообщем все, что поможет сделать качественную модель. Оговорюсь, что была только одна официальная модификация танка - Ausf.H1, в 1944 г. с принятием на вооружение Королевского Тигра, обозначение изменили на Тигр I Ausf.E. Тем не менее, в процессе поизводства в конструкцию непрерывно вносились изменения и довольно значительные. Это надо учесть. В противном случае может получиться несоответствие реальному прототипу. Определившись с модификацией танка и изучив чертежи, приступаем к моделированию.

   Прежде всего необходимо построить сплайновые заготовки по проекциям чертежей. Они будут служить для построения частей танка с большой точностью, т.к. при любом приближении сплайны сохраняют четкость и не распадаются на пиксели, как растровые картинки чертежей. Обводим все крупные детали танка в боковой проекции: корпус, башню, катки и т.д. Тоже самое делаем для других проекций. Необходимо, чтобы по основным осям построенные сплайновые проекции совпадали. Это очень важно, и, чтобы в дальнейшем не возникло никаких проблем, этому надо уделить большое внимание. Обязательно сверяемся с размерами на чертежах! (Вычертить можно и в других программах, а потом втянуть в 3D MAX).

   Т.к. сплайнов получается довольно много, надо соединить их между собой. В итоге получится боковая, передняя, задняя и верхняя проекции (каждая в отдельности, чтобы при необходимости любую можно было скрыть).

    

   Теперь приступаем к моделингу. Первое, что я сделал - это заготовку корпуса танка, его основу, которая потом будет обрастать деталями. Строим сплайн и выдавливаем его (точно по проекциям) Вообще же, Тигр не сложный в моделинге объект. Но в тоже время предстоит много кропотливой работы, чтобы сделать все детали и соблюсти размеры и пропорции. Теперь надо навесить броню и сделать крылья и щитки. Еще одно важное уточнение. Любая реальная деталь, даже самая простая, имеет округленные грани, т.е. трехмерная форма не должна иметь острых углов. Если вы хотите, чтобы модель выглядела по настоящему реалистичной - обязательно надо округлять грани. Посмотрите вокруг себя и вы не найдете ни одного предмета с острым краем, особенно если этот предмет достаточно крупный. На моей модели танка фаску имеют даже винты и гайки. Это конечно прибавляет полигонов, но ведь оно того стоит. И потом мы делаем детализированную модель, поэтому экономия должна быть разумной. Необходимо помнить и о ненужных полигонах. Поэтому задние (невидимые) полигоны надо удалять.

    

 

   Теперь сделаем вентиляционные решетки. У них очень непростой рисунок. Обзаведитесь крупным изображением задней части танка. Не ленитесь делать мелкие детали (болты, гайки, скобы и т.д.), даже если кажется, что их не будет видно. Поверьте, что трехмерные детали - это в сто раз лучше, чем изображенные на текстуре. Они придадут реализма, будут отбрасывать тени и взаимодействовать со светом. Отдельные элементы нужно аттачить (соединять) между собой. К решеткам прикрепляем мелочевку (элементы крепежа, петли и т.д.). Полученным элементам присваиваем имена.

   Блок наблюдения водителя и пулеметная точка не так просты, как могут показаться. Перед их моделингом я подробно изучил их конструкцию и решил, каким способом буду моделировать. Разберем пулеметную точку. Она представляет из себя тело вращения с последующим mesh-моделингом центральной части и общим сглаживанием с увеличением полигонов. У блока наблюдения - верхняя крышка достаточно сложна. Но и это решаемо. Сначала делается малополигональная заготовка в которой вырезается верхняя часть. Затем из периметра выреза (контура выреза) формируем углубление. И сглаживаем.

   Приступим теперь к задней части, а именно к патрубкам, воздушным фильтрам и выхлопным трубам. Элемент крепления патрубков у башни я смоделил из обычного параллепипеда с последующим сглаживанием. Навешиваем воздушные фильтры. Они делаются очень просто: выдавливаем кожух, а нижние элементы - вращение сплайна. Добавляем мелочевку. Теперь проводим патрубки - loft плюс edit mesh. На задней броневой плите укрепляем выхлопные трубы. Внимательно изучите их конструкцию - она довольно хитрая, хотя моделится очень просто. Оформляем корму контейнером, петлями и т.д. К этому моменту корпус танка полностью готов, см. каркасы.

    

 

   Приступим к башне. По контуру верхней проекции строим броневую плиту. Чертим половину сплайна, формирующего броневую плиту всей башни. Здесь важно уточнить одну вещь. Башня Тигра имеет сужение к передней части. Причем сужение начинается от излома, который хорошо заметен. Поэтому в месте излома на том сплайне, который был только что построен, добавляем вершины. В дальнейшем они пригодятся. Теперь отражаем половину сплайна и соединяем две половины между собой. (В реале башня имела некоторую ассиметричность правой и левой стороны). Выдавливаем контур (не забываем фаску). Переводим заготовку в каркас. В том месте, где были добавлены дополнительные вершины, можно выделить ребра и сделать их видимыми. Через них можно сформировать излом. На передних частях этой своеобразной подковы формируем угловые выступы, в которых будет крепеж передней плиты.

   Низ башни также достаточно интересен. Внимательно изучите фотографии. Выдавливаем полигоны, формирующие заднюю полукруглую часть башни. Она должна быть гладкой. Боковая часть башни имеет шов, а передняя часть нависает над корпусом (все это можно проделать с половиной корпуса башни для простоты).

   Теперь самая сложная часть башни - передняя плита для ствола пушки. Естественно делаем половину плиты. Выдавливаем сплайн контура, переводим в каркас. Формируем вершинами полукруг в центральной части для дальнейшего формирования выступа под ствол. Делаем выступ. Соединяем две половины и сшиваем их.

   В левой части (если смотреть спереди) вырезаем отверстие для спаренного пулемета. Его обязательно надо закруглить. Причем отверстие имеет довольно хитрую форму, т.к. захватывает бок центрального выступа. Ну и осталось доделать башню (люки, мортирки и т.д.) Тут нет никаких сложных деталей. В основном все сводится к выдавливанию и вращению сплайнов, см. каркасы.

   Теперь возьмемся за пушку. Самая сложная часть - это дульный тормоз. Сформируем его вращением сплайна. Затем прорежем отверстия. Теперь придется потрудиться и сделать внутренность методом mesh-моделинга. Башня и ствол готовы и представляют собой два объекта. Группируем их и устанавливаем ось вращения.

    

 
 
 

   Ну, а теперь будем делать ходовую часть. Вот тут придется попотеть. Что предстоит учесть: во-первых количество траков, во-вторых их конструкцию и принцип крепления между собой, в-третьих рассчитать взаимное расположение гусеничной ленты и ведущего колеса, в-четвертых расположение катков. Все это довольно сложно и придется потратить много времени.

   Для начала сделаем ведущее колесо (зубчатые венцы). Важно расчитать количество зубцов, расположение болтов и спиц. Катки - это самое простое, что вообще можно придумать. Ну и ленивец тоже не особо сложный.

   Такие элементы ходовой части, как балансиры катков, крепеж ленивца и т.д, достаточно просты, если, конечно, не захочется сделать подвеску в ее реальном виде, например для дальнейшей анимации ходовой части. Главное - точность пропорций и размеров. Саму ходовую часть необходимо сделать в последнюю очередь, т.к. сейчас большое количество полигонов будет просто мешать. А полигонов на гусеницы придется потратить очень много.

   Делаем трак (по научному в нем много составляющих: гусеничный башмак, втулка, палец, что-то вроде этого) Описать его создание довольно сложно. Сначала делаем опорную часть (с хитрым рисунком), к ней крепим цилиндрическую часть оси, а к оси крепим гребень. Если хорошо отмоделить трак, то полигонов будет достаточно много.

   Соединяем части между собой и устанавливаем ось вращения. Трак готов. Распределяем траки, формируя гусеницу. Танк приобрел законченный вид.

   Делаем боковой трос, ремонтный набор, фары, толстый трос для буксировки и лопату.

   Половина дела сделана. Предстоит еще рисовать текстуры и оформлять модель.