Geschutzwagen III/IV
шасси-носитель орудия
 
История создания
Боевые машины на базе GW III/IV
См. также
История создания

   Появлению на свет GW III/IV предшествовали два параллельных процесса: создание "единого" танка на базе Pz.Kpfw.III и Pz.Kpwf.IV и разработка САУ для сопровождения танковых и моторизованных дивизий.

    
 

   6 сентября 1941 г. Гитлеру был представлен доклад о перспективах танка, включавшего узлы Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Несколько фирм получили заказ на проработку Pz.Kpfw.III и IV n.A. (neue Art - новый вид). Так, например, фирма Krupp изготовила два прототипа Pz.Kpfw.lll с новой ходовой частью (расположение катков в шахматном порядке, подвеска индивидуальная торсионная), предназначенной будущему Pz.Kpfw.III/IV. Прототипы проходили испытания на полигонах, в ходе которых отрабатывались различные варианты подвески и ходовой части.

   Фирма Deutsche Eisenwerke (г. Duisburg) подошла к делу более творчески, представив в начале 1942 г. шасси, объединявшее расширенный корпус и ходовую Pz.Kpfw.IV с двигателем и трансмиссией Pz.Kpfw.III.

   Проект "единого" танка был положен под сукно в марте 1942 г, когда фирмы Krupp и Rheinmetall разработали для Pz.Kpfw.IV длинноствольное орудие KwK.40 L/43. Четверка с "длинной рукой" могла успешно противостоять всем танкам своего класса и не требовала переналадки производства.

   К середине 1941 г. был проанализирован опыт первых двух лет войны и Heereswaffenamt (Министерство вооружений) представило меморандум к разработке САУ для поддержки Schnelle Truppen (быстрых войск). Буксируемая артиллерия отставала от танков, на марше подвергалась риску атак рассеянных групп противника и по прибытии была вынуждена тратить время на развертывание.

   Основные требования к САУ были следующими:

  1. Скорость и проходимость выше, чем у танков;
  2. Способность поражать цели в кратчайший промежуток времени;
  3. Защита экипажа от пулеметного огня и шрапнели;
  4. Обеспечение кругового обстрела;
  5. Возможность быстрого снятия орудия для использования с грунта.

   Весьма амбициозные требования Endlösung (окончательное решение) вели к необходимости разработки целого класса машин на разных гусеничных шасси. Фирмам Krupp, Rheinmetall, Daimler-Benz и Skoda были выданы заказы на проектирование САУ калибром 105 - 210 мм. Каждая фирма должна была представить три прототипа.

   Т.к. фронтовые соединения требовали САУ в кратчайшие сроки, Министерство вооружений сформулировало Zwischenlösung (компромиссное решение):

  1. Создание двух типов САУ, вооруженных 105-мм leFH.18 и 150-мм sFH.18;
  2. Использование в конструкции уже освоенных в производстве узлов и агрегатов с целью сокращения сроков проектирования и удешевления конструкции машины;
  3. Использование в боекомплекте САУ стандартных боеприпасов буксируемых орудий;
  4. Углы вертикального наведения орудия от -10 до +45 гр;
  5. Углы горизонтального наведения без поворота машины ±15 гр;
  6. Защита экипажа от пулеметного огня и шрапнели;
  7. Возможно больший возимый боекомплект;
  8. Габаритные размеры САУ должны обеспечивать перевозку машин железнодорожным транспортом;
  9. Запас топлива САУ аналогичен запасу топлива на танках.

   Фирмы-производители убедили Министерство вооружений отозвать требования о круговом обстреле и легкосъемном орудии.

    

   В лидеры вырвалась фирма Alkett, представившая летом 1942 г. 105-мм САУ на шасси снятого с производства Pz.Kpfw.II (будущая Wespe) и 150-мм САУ на шасси Pz.Kpfw.IV (Hummel). В июле 1942 г. Гитлер осмотрел выполненный из неброневой стали прототип второй САУ. Если Wespe была рекомендована к производству, то другой проект был отклонен, вероятно из-за того, что требовалось наращивать выпуск собственно Pz.Kpfw.IV.

   В этой ситуации Alkett обратила внимание на разработку Deutsche Eisenwerke - шасси "единого" танка. По предложению Alkett двигатель смещался в центр корпуса, сзади же освобождалось место для боевого отделения. Министерство вооружений одобрило проект, шасси получило обозначение Geschutzwagen III/IV. В октябре 1942 г. Гитлеру был показан прототип истребителя танков (Hornisse / Nashorn) на базе GW III/IV. Обе машины (Hummel и Nashorn) рекомендовались к производству - по 100 шт. к 12 мая 1943 г. Сборка осуществлялась на заводе фирмы Deutsche Eisenwerke.

   Т.о. шасси-носитель GW III/IV состояло из следующих узлов:

    От танка Pz.Kpfw.IV Ausf.F

  • Корпус, удлиненный в кормовой части и расширенный до габарита Pz.Kpfw.III;
  • Ходовая часть: ленивцы, механизмы натяжения гусениц, тележки катков, опорные катки, поддерживающие ролики, траки шириной 400 мм.
  • Двигатель Maybach HL-120 TRM, радиатор, два вентилятора Zyklon;
  • Глушитель.
    От танка Pz.Kpfw.III Ausf.G

  • Ходовая часть: ведущие колеса;
  • Трансмиссия: главный фрикцион Fichtel & Sachs La 120 HDA, 7-ступенчатая коробка передач (6+1) SSG-77, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи, тормозные устройства;
  • Органы управления.
    Новые узлы

  • Карданная передача от двигателя к трансмиссии;
  • Выхлопные патрубки;
  • Инерциальный стартер;
  • Топливопроводы;
  • Масляные фильтры;
    С какого перепуга на старый добрый движок понадобились новые маслофильтры - лично мне непонятно. Skat
  • Зимнее оборудование (возможность подсоединения к системе охлаждения другой машины для ее или собственного прогрева).

   По сравнению с Pz.Kpfw.IV шасси GW III/IV было удлиннено на 700 мм, а также расширено на 70 мм, до габарита Pz.Kpfw.III (2.950 мм).

    


   В большинстве публикаций ошибочно указывается на увеличившееся расстояние между последним опорным катком и ленивцем. На самом же деле были смещены назад не только ленивцы, но и тележки опорных катков, что увеличило расстояние между ведущими колесами и первыми опорными катками.

   Это хорошо видно при сравнении внешнего вида Pz.Kpfw.IV и САУ Hummel или Nashorn.

   Отделение управления (механик-водитель слева и радист справа) располагалось в передней части шасси за трансмиссией. В средней части размещался двигатель, его системы питания и охлаждения. В кормовой части машины свободное пространство отводилось для боевого отделения. Моторный отсек был отделен от других противопожарными перегородками.

   Только место механика-водителя имело небольшую бронерубку со смотровым прибором. Для посадки использовались два круглых люка в верхнем бронелисте корпуса над местом радиста и в крыше бронерубки мехвода.

   Двигатель располагался в центре моторного отсека. Слева был установлен радиатор и два вентилятора. Охлаждающий воздух забирался через бронированные жалюзи левого борта и, проходя моторный отсек, выбрасывался через жалюзи правого. Приток воздуха регулировался мехводом.

   Инерциальный стартер монтировался слева от двигателя. Посредством редуктора, установленного на задней противопожарной перегородке, он был связан с маховиком двигателя. Лючок для "кривого стартера" располагался в левом борту корпуса между 2-ой и 3-ей тележками.

   Два топливных бака (этилированный бензин с октановым числом не ниже 74) суммарным объемом 600 л. располагались на днище кормовой части шасси. Горловины баков выходили в боевое отделение, что позволяло производить заправку даже под огнем противника. В броневом листе под баками находились сливные отверстия, сбрасывающие топливо в аварийных ситуациях.

   Электрооборудование GW III/IV (однопроводная схема, напряжение питания 12 В) включало в себя: генератор Bosch GTL 0,6 кВт, два аккумулятора, электростартер, топливный электронасос, контрольные приборы, радиостанцию FuG Spr.f и ТПУ, лампы внешнего и внутреннего освещения, звуковой сигнал.

   В процессе серийного производства GW III/IV не претерпело существенных изменений.

    








   На поздних моделях шасси (только у САУ Hummel) бронерубка была выполнена во всю ширину корпуса, смотровые приборы получили оба члена экипажа.

   Ведущие колеса использовались как от Pz.Kpfw.III Ausf.G, так и от Ausf.J, унифицированные траки от Pz.Kpfw.III или IV (Kgs 61/400/120), ближе концу 1944 г. поддерживающие ролики могли быть обрезиненными или цельнометаллическими (с Pz.Kpfw.IV Ausf.H).

   Приблизительно с зимы 1943/44 гг. глушитель на машины не устанавливался. По свидетельству ребят, восстановивших в Кубинке Pz-4, двигатель Майбах HL-120 даже без глушителя работает весьма тихо. Skat. См. Panzer IV. Пуск.

   Вместо двух фар Bosh монтировалась только одна, по левому борту, крепления запасных опорных катков были перенесены на кормовой лист корпуса.

Технические характеристики Geschutzwagen III/IV
Масса, тонн
~19
Экипаж, чел
(без расчета орудия)
2
Габариты, мм
длина
ширина
высота

6.610
2.950
1.780
Двигатель, л.с.
карбюраторный Maybach HL-120 TRM
300
Удельная мощность, л.с./тонну
15,8
Скорость, км/ч
по шоссе
по местности

40
20
Запас топлива, л
600
Запас хода, км
по шоссе
по местности

~250
~120
Броня, мм
лоб корпуса
борт корпуса
корма
крыша, днище

30
20
20
15
Средства связи
Телефон
Приемопередатчик FuG Spr.f
1 км
(до 3 км с места)
Боевые машины на базе Geschutzwagen III/IV

   Серийными машинами на базе GW III/IV стали самоходная гаубица Hummel (724 шт.) и истребитель танков Nashorn (494 шт.). Выпускавшиеся с февраля 1943 г. до конца войны, они показали высокие боевую эффективность и надежность.

    




   Несколько экспериментальных машин были спроектированы на шасси Geschutzwagen IVb. Оно являлось доработанным GW III/IV - двигатель вынесен в корму корпуса, ленивцы сдвинуты назад.

   28 марта 1944 г. три прототипа (серийные номера 582501-582503) представила фирма Krupp, один - Rheinmetall. Машины являлись САУ, оснащенными 105-мм легкой полевой гаубицей (10.5-cm leFH.18/1 auf Waffentrager Geschutzwagen IVb).

   Если прототип Rheinmetall воплощал концепцию "доставил - поставил на грунт - отошел" (машина несла на себе станины и колеса орудия), то Krupp - концепцию сменных башен с разными типами орудий (гаубица, ПТО, зенитное орудие). Машина (Heuschrecke 10) оснащалась складной рамой с лебедкой и тележкой для башни.

   В боевой обстановке это приводило бы к тому, что шасси Рейнметалла во-первых требовало еще и кран, а во-вторых при запахе жареного давало деру раньше, чем на него взгромоздили обратно орудие, ну, а за Круппом ехал бы караван тягачей с башнями на тележках. Skat

   Проекты были отклонены из-за общей нетехнологичности конструкции машин и необходимости наращивания выпуска обычной бронетехники.

   В рамках программы создания Waffentrager (Носитель оружия) на основе GW III/IV разрабатывались два типа САУ, вооруженных 128-мм ПТО К.81 (или PaK.44) и 150-мм гаубицей sFH.18/1. Орудия должны были размещаться на открытой платформе и иметь круговой обстрел.

   Были изготовлены только деревянные макеты.