Geschutzwagen VI

fur 17-cm K.Mrs.Laf (Sf), fur 21-cm Mrs.18/1 (Sf)
Grille 17, Grille 21; Gerat 809, Gerat 810
самоходная артиллерийская установка

fur 30,5-cm Gr.W (Sf), fur 42-cm s.Gr.W (Sf)
Grille 30, Grille 42; Gerat 817
самоходный миномет особой мощности
Конец заголовка -->

Самоходная артиллерийская установка

   6 мая 1942 г. фирма Krupp получила заказ на изготовление самоходного шасси для 170-мм орудия K.Mrs.Laf (пушка на мортирном лафете) и 210-мм мортиры Mrs.18.

   Орудия состояли в моторизованных артдивизионах РГК (резерва Главного командования) и предназначались для прорыва укрепленных полос обороны и контрбатарейной борьбы. Артдивизионы как правило подчинялись командирам корпусов и выше и сосредотачивались на направлении главного удара.

Орудие
21-cm Mrs.18
17-cm K.Mrs.Laf
Год принятия на вооружение
1936
1940
Калибр, мм
210,9
172,5
Вес в боевом положении, тонн
16,7
17,52
Вес снаряда, кг
113
68
Скорострельность
1 в. в 2 мин
1 в. в 1,5 мин
Угол ВН, гр
0...70
0...50
Угол ГН, гр
8 на сторону
8 на сторону
Дальность выстрела макс, км
16,7
29,5

   Оба орудия устанавливались на лафет мортиры Mrs.18, отличаясь только калибром. Одностанинный лафет опирался на центральную круглую плиту и прямоугольную хоботовую опору сзади. Т.о, K.Mrs.Laf и Mrs.18 могли быть размещены на одинаковом шасси.

   В это же время (лето 1942 г.) фирма Henschel приступила к разработке нового тяжелого танка - будущего Королевского тигра. Первый Tiger II сошел с конвейра в октябре 1943 г.

   Массивные орудия (17-ть тонн веса в боевом положении) требовали разработки специального мощного носителя. Вероятно между фирмами Krupp и Henschel было достигнуто соглашение о использовании в конструкции Geschutzwagen VI узлов танка Tiger: двигателя Maybach HL 230 и его системы охлаждения, трансмиссии OLVAR (агрегатов, однотипных для Tiger I и II), а также ходовой части Tiger II (торсионов, балансиров, опорных катков, ведущих колес, ленивцев, гусениц).

   При проектировании САУ на шасси GW VI была выбрана компоновка с задним расположением боевого отделения, ведущие колеса располагались спереди. Первую треть корпуса машины занимали трансмиссия, отделение управления и за ним отсек двигателя, вторые 2/3 - боевое отделение.

   Из-за большого вылета станины лафета, корпус GW VI (по сравнению с Королевским тигром) пришлось удлинить почти на 3 метра. Ходовая часть Tiger II (9 катков на борт в шахматном порядке), размещенная примерно по центру корпуса САУ, получила по дополнительному опорному катку спереди и сзади.

   Стоит отметить, что при таком соотношении длины и ширины ходовой части, машина отличалась бы весьма низкой поворотливостью.

   Лобовая часть корпуса сохранила характерные очертания танков Panther и Tiger II. В верхнем листе располагались курсовой пулемет (справа) и перископический смотровой прибор мехвода (слева). Бортовые листы передней трети корпуса были ломаными, боевого отделения - вертикальными. В крыше отделения управления размещались два прямоугольных посадочных люка (мехвода и стрелка-радиста) и вытяжные вентиляторы, прикрытые бронеколпаками; в крыше моторного отсека люк для обслуживания двигателя и два вентилятора системы охлаждения.

   Бронерубка пирамидальной формы, открытая сверху и сзади, приклепывалась к корпусу машины на 14-ти кронштейнах. В лобовом листе имелись два откидных люка для командира и наводчика, а также хомуты крепления глушителей и выхлопных труб.

 
Броня, мм / угол наклона от вертикали, гр
 
Лоб
Борт
Корма
Крыша / днище
Корпус
30/50
16/0
16/45
16/90
Рубка
16/30
16/20
откр.
откр.

   Орудия K.Mrs.Laf или Mrs.18 устанавливались в боевое отделение на собственном лафете, центральная плита и колеса демонтировались. Перед открытием огня хоботовая опора поворачивалась и опускалась на грунт, снижая нагрузку от отдачи на шасси.

    При необходимости орудия могли быть сняты с САУ и, после установки центральной плиты, вести огонь с грунта.

   Насколько я могу судить как инженер, орудие должно было крепиться к корпусу САУ одной мощной осью (например через проушины от центральной опоры), допускающей проворот лафета в вертикальной плоскости. Шасси все равно приседало бы при выстреле, опуская переднюю часть лафета, в то время как задняя часть из-за хоботовой опоры оставалась на месте. Т.о, возникал перекос между лафетом и днищем боевого отделения, что исключало жесткую установку орудия.

   Возникают также вопросы о скорости передвижения GW VI, т.к. возка тяжелого орудия в собранном виде (т.е. со стволом, наложенным на лафет) допускалась только на небольшие расстояния и с макс. скоростью 6 км\ч. Skat.

Самоходный миномет особой мощности

   В 1944 г. фирма Skoda разработала два миномета калибра 305 и 420 мм - 30,5-cm GranatenWerfer, 42-cm s.Gr.W (schwere - тяжелый).

   В январе 1945 г. была заказана опытная партия из 10-ти штук 30,5-cm Gr.W.

   Миномет 42-cm s.Gr.W по конструкции был близок к классической мортире - заряжание производилось с казенной части, мина имела ведущий поясок, лафет - систему двойного отката.

   К апрелю 1945 г. были изготовлены по одному экземпляру Gr.W обоих типов.

   Подробнее см. Широкорад. Бог войны Третьего Рейха, гл. Работы над минометами большой и особой мощности. Skat.

   Под обозначениями 30,5-cm Gr.W (Sf) и 42-cm s.Gr.W (Sf) - Selbstfahr (самоходный) - минометы должны были устанавливаться на шасси GW VI.

Миномет
30,5-cm Gr.W
42-cm s.Gr.W
Год разработки
1944
Калибр, мм
305
420
Вес в боевом положении, тонн
10,8
21,6
Вес мины, кг
160
~250
Угол ВН, гр
40...75
Дальность выстрела макс, км
10
?

    

   Первой ласточкой должна была стать САУ Geschutzwagen VI mit 17-cm K.Mrs.Laf - Grille 17.

   В течение 1943-44 гг. Krupp изготовила масштабный и полноразмерный деревянные макеты, макет рубки для отработки установки орудия и размещения экипажа и приступила к созданию прототипа.

   Экипаж САУ должен был состоять из 8 человек: командира, механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика и 4-х заряжающих.

   В качестве средств связи были предусмотрены ТПУ и радиостанция FuG Spr Ger f.

   Для самообороны (помимо курсового пулемета) предназначался носимый MG-34 (MG-42), крепившийся в боевом отделении.

   Прицел Rblf.36, спуск ударника и штурвалы поворотных механизмов орудия были модифицированы и размещены так, чтобы управлять ими мог один человек.

   Для снижения отдачи 17-cm K.Mrs.Laf получила однокамерный дульный тормоз.

   Возимый боекомплект составлял 3-и выстрела (снаряд + гильза) у 210-мм САУ и 5-ть выстрелов у 170-мм.

   В феврале 1945 г, когда САУ находилась в процессе окончательной сборки, вышел приказ о прекращении работ над ней.

   К сожалению, прототип, достойный украшать любой танковый музей, захваченный союзниками в г. Падерборн (полигон Хаустенбек), был разобран на металл.

Тактико-технические характеристики GW VI

САУ
Grille 17
Grille 21
Grille 30
Grille 42
Масса, тонн
58
57,2
51,3
62,1
Экипаж, чел
8
Габариты, м
длина
ширина
высота

13
3,27
3,15

11
3,27
3,15

10,7
3,27
~5

10,7
3,27
~5
Вооружение
17-cm K.Mrs.Laf
21-cm Mrs.18
30,5-cm Gr.W
42-cm s.Gr.W
Боекомплект, выстрелов
5
3
?
?
Угол ГН, гр
5 на сторону
Угол ВН, гр
0...50
0...70
40...75
Вспомогательное вооружение
2x7,92-mm MG-34 (MG-42)
Двигатель, л.с.
Maybach HL 230 Р30
700 л.с. (3.000 об/мин, быстрый перегрев)
практически - 600 л.с. (2.500 об/мин)
Удельная мощность, л.с./тонну
10,4
10,5
11,7
9,7
Запас топлива, л
860
Скорость, км/ч
по шоссе
по местности

35
17
Запас хода, км
по шоссе
по местности

170
80
Средства связи
FuG Spr Ger f, приемопередатчик, 10 Вт
на ходу - 1 км
с места - 3 км

   В расход... На первом прицепе Sd.Anh.121 шасси GW VI, на втором отсоединенная рубка и гусеницы.