Sd.Kfz.101
легкий танк
Panzerkampfwagen I
 
История создания
Боевое применение
Боевые машины
на базе Pz.Kpfw.I
Специальные машины
на базе Pz.Kpfw.I
См. также
Pz-1. Бронесайт Чобитка
Panzerkampfwagen I
Галерея Pz.Kpfw.I
Галерея
Галерея


История создания

   В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц (Oswald Lutz) был назначен инспектором моторизованных средств германской армии Рейхсвера (Reichswehr) вместе с полковником Гейнцем Гудерианом (Heinz Guderian), как заместителем по материальной части. Оба сделали вывод, что настала насущная необходимость создания германских бронетанковых сил и тренировочных танков для обучения личного состава будущих танковых дивизий. В 1932 году тактико-технические требования к лёгкому (5 тонн) танку были разработаны и переданы в компании Рейнметалл (Rheinmetall), Крупп (Krupp), Хеншель (Henschel), МАН (MAN) и Даймлер-Бенц (Daimler-Benz). Конструкторская работа была основана на опыте кооперации с компанией Шведиш Ландсверк Компани (Swedish Landsverk Company) и предыдущих секретных проектах.

   Далее, в 1933 году, Управление вооружений (Heereswaffenamt) выдало фирмам заказ на опытный образец "малого сельскохозяйственного трактора" (k.La.S - kliene Landwirtschaftlicher Schlepper). Ограничения Версальского договора были денонсированы через год, в 1934, фактически техническое задание формулировало создание вооруженного бронированного транспортного средства весом от 4 до 7 тонн.

    

   Рейнметалл, Крупп, Хеншель, МАН и Даймлер-Бенц представили свои прототипы. Все они были похожи друг на друга, Управление вооружений выбрало в качестве прототипа образец Круппа LKA 1 - таковой выбор был продиктован не лучшими качествами, а наиболее простой и технологичной конструкцией. Крупп частично позаимствовал конструкцию ходовой части с английской танкетки Карден-Лойд модификации 4 (Carden Loyd Mk.IV), два экземпляра которой были приобретены в Советской России в 1932 году. В конце 1920-х и начале 1930-х немцы плодотворно для обеих сторон сотрудничали с СССР в вопросах разработки и испытаний бронетанковой техники. В 1929 году СССР приобрёл в Англии две танкетки Карден-Лойд 4 и разработал на их основе свой танк Т-27.

   Летом 1933 года пять экземпляров шасси Круппа (изготовленные фирмой Хеншель) были представлены для испытаний на полигоне Куммерсдорф (Kummersdorf). В результате всестороннего тестирования было решено устанавливать на шасси Круппа надстройку и башню, разработанные фирмой Даймлер-Бенц. Также испытания показали низкую надежность ходовой части, и в нее были введены следующие доработки: три поддерживающих катка, опорные катки и ленивец скреплены общей балкой.

    

Невооруженный прототип на полигоне Куммерсдорф

   Окончательные испытания прошли в феврале 1934 года, и улучшенный LKA 1 (k.La.S), под обозначением Pz.Kpfw.I Ausf.A, в апреле 1934 года, был запущен в производство. Изначально, до начала серийного производства, Ausf.A был известен как Versuchkraftfahrzeug 617 (опытный образец № 17 массой 6 тонн) или MG Panzerwagen (MG - MachinenGun, пулемет). Заказ получили все пять фирм, что диктовалось необходимостью подготовки персонала и оборудования для будущего массового производства бронетехники.

    В апреле 1934 года было изготовлено 15 предсерийных Pz.Kpfw.I Ausf.A, и они были представлены Гудерианом Адольфу Гитлеру. В том же 1934 году один экземпляр танка был продан в Венгрию. Уже в ходе войны, в 1942 году, Венгрия закупила ещё несколько Pz.Kpfw.I Ausf.A для обучения своих экипажей. Есть сведения, что Pz.Kpfw.I поставлялись в Финляндию и, возможно, в Сербию.

   Самым экзотическим покупателем Pz.Kpfw.I Ausf.A стало китайское правительство Чан Кайши: в середине 1930-х годов оно закупило около десяти танков (наряду с другим военным снаряжением).

   Pz.Kpfw.I имел две главные очень похожие друг на друга модификации: Ausf.A (обр. 1934 г.) и Ausf.B (обр. 1935 г.), которые имели различные подвеску и двигатель. Ausf.A выпускался с июля 1934 по июнь 1936 года, тогда как Ausf.B - с августа 1935 по июнь 1937 года. Оба варианта выпускались компаниями Хеншель, МАН, Крупп и Даймлер-Бенц; обслуживались экипажем из двух человек: водитель и командир/стрелок.

    

Pz.Kpfw.I Ausf.A

Pz.Kpfw.I Ausf.A

   В конструкцию Pz.Kpfw.I Ausf.B были внесены следующие изменения: установлен более мощный двигатель (100 л.с.), удлинен корпус, в ходовую часть добавлен еще один опорный каток на каждую сторону, ленивец (направляющее колесо) поднято с грунта, пулеметы заменены на более совершенные MG-34.

   В 1935/36 году на один из Pz.Kpfw.I Ausf.A пробно установили дизельный двигатель Круппа (Krupp M601), но он смог выдать только 45 л.с. мощности, что было крайне недостаточно. Идея танка с дизельным двигателем на некоторое время была благополучно похоронена.

   В 1938 году был сделан вывод, что у Pz.Kpfw.I не осталось потенциала для развития. С этого момента работа над танком была переориентирована на создание на его базе быстрого разведывательного и лёгкого пехотного танков.

   В течение 1941-42 гг. были разработаны 3 новые модели Pz.Kpfw.I:

    - neuer Art VK 601, Ausf.C (новая модель, прототип № 1 массой 6 тонн),
    скоростной разведывательный танк, десантный танк;

    

Pz.Kpfw.I Ausf.B

Pz.Kpfw.I Ausf.B

    - neuer Art VK 602, verstarkt, Ausf.D (усиленный),
    скоростной разведывательный танк, лобовая броня усилена до 60 мм;

    - neuer Art VK 1801, verstarkt, Ausf.F,
    танк огневой поддержки пехоты;

   Фактически все три модели позаимствовали от Pz.Kpfw.I только название, а конструктивно напоминали уменьшенный в несколько раз Тигр (Pz.Kpfw.VI Ausf.H/E Tiger) - корпус без рациональных углов наклона броневых листов, башня по центру корпуса, торсионная подвеска опорных катков, расположенных в шахматном порядке.

   По крайней мере один прототип Ausf.C был в качестве эксперимента оснащен резино-металлической гусеницей, устанавливавшейся на полугусеничные тягачи и бронетранспортеры.

   Фирмами Краусс-Маффей (Krauss-Maffei) и Даймлер-Бенц было выпущено:
    Ausf.C - с конца 1942 по начало 1943 года 40 шт;
    Ausf.D - несколько экземпляров;
    Ausf.F - с апреля 1942 по январь 1943 года 30 шт.

   Следует отметить, что модели танка Pz.Kpfw.I Ausf.C, D, F и конструктивно, и по назначению (разведывательный танк) весьма напоминали Pz.Kpfw.II Ausf.G, J, L, но вместо выбора для серийного производства одного типа танка в условиях нехватки производственных мощностей, выпускали все модели подряд, в результате ни тех, ни других не было произведено в достаточном количестве.

   Pz.Kpfw.I создавался как тренировочная машина для подготовки экипажей. Изначально не предполагалось использовать его в боевых действиях, но с началом войны этот танк использовался на полях сражений вплоть до 1942 года. Это был дешёвый, быстрый и манёвренный танк, но его бронезащита и вооружённость оставляли желать лучшего. Pz.Kpfw.I стал первым массовым германским танком. В нем воплотилась компоновка, позднее названная "немецкой классической": боевое отделение по центру корпуса, моторное сзади, трансмиссия и ведущие колеса cпереди.

    

Pz.Kpfw.I Ausf.C

Pz.Kpfw.I Ausf.C с экспериментальной гусеницей

Pz.Kpfw.I Ausf.F

   Pz.Kpfw.I также был пропагандистским оружием национал-социалистической партии (NSDAP), участвуя во многих мероприятиях: от военных парадов до праздников любого уровня. Это был шоу-танк Третьего Рейха и его военного могущества.

   Большинство танковых экипажей тренировались на Pz.Kpfw.I вплоть до окончания войны. Многие танкисты приняли боевое крещение именно на этом танке.

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.I
Танк
Pz.Kpfw.I
Ausf.A
Pz.Kpfw.I
Ausf.B
Pz.Kpfw.I
Ausf.C
Pz.Kpfw.I
Ausf.F
Масса, тонн
5,3
5,9
8
21
Экипаж, чел
2
2
3
3
Габариты,м
длина
ширина
высота

3,96
2,06
1,72

4,39
2,06
1,72

4,19
1,92
1,92

4,38
2,64
2,05
Вооружение
2x7,92-mm MG-13
2x7,92-mm MG-34
1x2-cm EW-141
1x7,92-mm MG-34
2x7,92-мм MG-34
Боекомплект, шт
1525
2250
?
?
Двигатель, л.с.
Krupp М305
57
Maybach NL38TR
100
Maybach HL45P
150
Maybach HL45P
150
Скорость, км/ч
по шоссе
по местности

37
20

40
20

79
?

25
?
Запас хода, км
по шоссе
по местности

145
97

153
123

300
?

150
?
Преодолеваемые
препятствия, м
высота стенки
ширина рва
глубина брода
подъем


0,36
1,4
0,58
30°


0,36
1,4
0,58
30°


0,3
1,2
0,87
30°


0,33
1,5
0,57
59°
Запас топлива, л
144
146
?
?
Броня, мм
6-13
6-13
10-60
10-80
Удельная мощность
л.с./тонну
11,1
17,2
18,7
7,1
Удельное давление
на грунт, кг/кв.см
0,4
0,42
0,56
0,41
Средства связи
Телефон
Телеграф
Приемник FuG 2
2 км
4 км
Приемопередатчик FuG 5
2 км
4 км
Статистика производства Pz.Kpfw.I
Тип
Период
Шасси
Танки
Ausf.A
1934-1936
1.477
818
Ausf.B
1935-1939
6.023
675
Ausf.C
1942-1943
40
40
Ausf.D
1942-1943
прототип
-
Ausf.F
1942-1943
30
30
    
Pz.Kpfw.I Ausf.А. 1936 год