Sd.Kfz.121
легкий танк
Panzerkampfwagen II
 
История создания
Боевое применение
Боевые машины
на базе Pz.Kpfw.II
Специальные машины
на базе Pz.Kpfw.II
См. также
Pz-2. Бронесайт Чобитка
Галерея Pz.Kpfw.II
Галерея
Галерея


Специальные машины на базе Pz.Kpfw.II

    

Befehlswagen.II
командирский танк

   Неизвестное количество (кроме фотографий, никаких сведений о машине не нашел. Skat) Pz.Kpwf.II Ausf.C было оснащено небольшими бронерубками на крыше башни. Вероятно Pz.Befw.II служили машинами командиров танковых взводов. Лишних антенн на фотографиях не обнаруживается, из чего можно заключить, что дополнительных радиостанций танки не несли.

Bergepanzer.II
БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина)

   Несколько танков ранних модификаций серий a-b были переоборудованы в полевых условиях. Вместо башни устанавливался небольшой кран, пригодный для демонтажа агрегатов поврежденных бронеединиц.
   В 1944 году один из экспериментальных Pz.Kpfw.II Ausf.J (VK 1601) из 12-ой танковой дивизии был переделан в Bergepanzer. Позднее (44-45 гг.) эта машина была приписана к танкоремонтной роте 116-ой тд.
   На различных сайтах Бергепанцеры-2 именуются как "Ausf.D\E", но я не видел ни одной фоты БРЭМа на базе "шнелле" Т-2. Skat

Brueckenleger.II Ausf.b
легкий мостоукладчик

   Первые мостоукладчики были выполнены на базе Pz.Kpfw.I. Из-за перегрузки танка и низкой грузоподъемности моста следующая опытная разработка использовала шасси ранней модификации Pz.Kpfw.II.
   В отличии от Brueckenleger.I (который нес секцию моста приваренной на себе), мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II с помощью системы штанг и тросов мог укладывать пролет моста перед собой.
   Было сделано всего 2-е машины.

Feuerleitpanzer.II
артиллерийский корректировщик

   Штабу каждой батареи САУ Hummel или Wespe (6 шт.) придавались два танка-корректировщика артогня на базе Pz.Kpfw.II. Штатная радиостанция танка заменялась на FuG Spr.f, дополнительная р\с FuG.8 размещалась в легкобронированном ящике на корме. Там же устанавливалась рамная антенна. Всего было переоборудовано около 200 танков.
   Использование данной машины в качестве передового артиллерийского наблюдателя (Beobachtungswagen.II) сомнительно, т.к. она не была оснащена ни дальномером, ни стереотрубой.

Ladungsleger.II (zerstorerpanzer)
перевозчик подрывных зарядов

   Танк-разрушитель был предназначен для уничтожения огневых точек или просто зданий путем подрыва. Подобно позднему варианту Ladungsleger.I, нес на двухметровой кормовой раме 75-кг заряд, снабженный взрывателем замедленного действия. Несколько Zerstorerpanzer.II, созданных на базе Pz.Kpfw.II Ausf.a-с, использовались 58-м саперным батальоном 7-й тд.

    



Munitionsschlepper.II
грузовой транспортер \ тягач

   В полевых мастерских с танка снимали башню и размещали на корпусе грузовую платформу с поручнями. Сверху платформа прикрывалась брезентовым тентом.

Pioner-Kampfwagen.II
саперная боевая машина

   Танк предназначался для совместных действий с инженерно-штурмовыми частями, перевозя например лодки или штурмовые мостки. По некоторым данным башня снималась. Переоборудование машины скорее всего происходило в полевых мастерских танковых и моторизованных дивизий, в саперные части которых было передано большое количество устаревших Pz.Kpfw.II.

    

Swimmpanzer.II
плавающий танк

   В ходе подготовки к вторжению на Британские острова (летом 40 г.) 52-а Pz.Kpfw.II из состава 2-ой тд были дооборудованы как плавающие. Работы проводила фирма Geur. Sachsenberg в Рослау. В первоначальном варианте понтон представлял собой два простых поплавка, на кронштейнах крепившихся к бортовым броневым листам. Корпус танка герметизировался, движение на плаву осуществлялось перемоткой гусениц, поворот - торможением одной из них. Скорость достигала 10 км\ч. После выхода на берег поплавки отсоединялись вручную.
   Следующий вариант "танкового поплавка" представлял собой плоский понтон с прямоугольным вырезом, соответствующим габаритам танка. Носовая часть была обтекаемой (лодочной), в кормовой размещались два винта, входившие в зацепление с траками гусениц через специальные редуктора. С помощью двух бортовых сошников понтон мог приподниматься носовой частью над грунтом и танк заходил под него или сбрасывал. Скорость на плаву увеличилась до 12,5 км\ч.