тяжелый танк
Panzerkampfwagen V Panther II
 
История создания
Боевое применение

Боевые машины на базе Panther II
Галерея
История создания

   К осени 1942 г. было высказано предположение, что Пантера несет слишком легкую броню, чтобы эффективно противостоять средствам ПТО, которые поступят на вооружение Красной Армии в 1943 г. Кто конкретно внес предложение и куда смотрели весь 42-ой (заказ на проектирование будущей Пантеры был отдан в ноябре 41-го.) непонятно. Skat. Попытки усилить броню дополнительными накладными листами не были эффективными - машина и без того была перетяжелена.

   Т.о. возникла необходимость спроектировать новое шасси с усиленным бронированием. Первоначально проект назвали Пантера I. На совещании 3 января 1943 г. Гитлер указал Шпееру, что новый танк должен иметь 100 мм лобовую броню и 60 мм бортовую. Согласно рапорту от 22 января 1943 г. Пантера I отличалось от обычной Пантеры только толщиной брони и большей массой. Других отличий не предусматривалось.

   В этом же рапорте предполагалось начать выпуск Пантеры I в сентябре 1943 г. По требованию Министерства вооружений фирма Demag начала готовить сборочные цеха для выпуска Пантеры I, минуя сборку обычных Пантер. 10 февраля 1943 г. было принято решение о крупносерийном выпуске Пантеры I без предварительной серии.

   Завод Krupp-Gruson должен был приступить к выпуску Panther I в сентябре (3 танка), 15 в октябре, 30 в ноябре и 45 в декабре 1943 года. Фирма Werk Falkensee присоединялась к программе в январе-феврале 1944 г, а Nibelungenwerke - с середины 1944 г.

   Но в этот же день (10 февраля) доктор Вибике, начальник конструкторского бюро фирмы MAN, заявил, что Пантера не отвечает требованиям, предъявляемым к танкам Восточного фронта. Пантеру I следовало значительно переработать, спроектировав новые ходовую часть и башню, а также используя узлы (в частности рулевое управление и бортовые передачи) танка Тигр I. При этом масса нового танка возрастала с 35-и до 50-и тонн. Фирма MAN должна была выпустить чертежи в апреле-мае 1943 г. От дальнейших усовершенствований Пантеры следовало отказаться в пользу разработки Пантеры I.

    
 

   17 февраля 1943 г. на совещании у Шпеера было принято решение стандартизировать некоторые узлы Panther I и Tiger II (будущий Королевский тигр начал разрабатываться в августе 42 г). Оба танка должны были оснащаться карбюраторным двигателем Maybach HL 230 P30 (700 л.с.), 7-ступенчатой КПП Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7/200, торсионной подвеской, одинаковыми опорными катками с резиновым бандажом (по 7 на борт у Panther I и 9 у Tiger II). Одинарные торсионы и балансиры катков имели свою длину для каждого танка. Рулевое управление было выбрано по предложению Ф.Порше - с фиксированным радиусом поворота, снабженное полуштурвалом. После наладки серийного производства Zweiradienlenkgetriebe (рулевое управление с двойным радиусом) предполагалось ставить на танки его.

   Боевые гусеницы Panther I (шириной 660 мм) могли использоваться как транспортные на Tiger II (что подразумевает одинаковые ведущие колеса).

   18 февраля представителями фирмы Rheinmetall и WaPrüf 6 (Департамент бронетанковой техники Министерства вооружений) обсуждалась конструкция башни Panther I. По данным Томаса Йенца фирма предлагала башню с зауженной лобовой частью и маской типа Saukopf - будущую Schmalturm под 75-мм орудие KwK.42 L/70.

   Диаметр башенного погона остался прежним (как у Panther) - 1.650 мм. Радиус передней части башни для Panther I был принят равным 1.570 мм. Подрезав передние углы башни, можно было уменьшить радиус до 1.565. Т.о. запас составлял 15-20 мм, не позволяя углам башни при повороте перекрывать люки мехвода и стрелка-радиста. Чтобы открывался люк двигательного отсека, расстояние от центра основания башни до кромки задней стенки не должно было превышать 1.240 мм. Этого удалось добиться, уменьшив угол наклона стенок башни с 25 до 20 гр.

    
Одинарные торсионы

Гусеница

   29 марта 1943 г. д-р Блайхер (руководитель подотдела WaPrüf 6/III) приказал всем производителям Panther продолжать их выпуск на протяжении 1943 и 1944 гг. В конце 1944 г. следовало приступить к сборке Panther I.

   5 апреля г-н Йегер из WaPrüf 6 получил уведомление, что на встрече членов танковой комиссии с представителями фирмы MAN было решено выпустить первый опытный танк Panther I в середине августа 43 г.

   В этом же месяце (апреле) танк получил наименование Panther II.

   На последующих совещаниях рассматривалась возможность оснащения танков Panther, Panther II, Tiger, Tiger II новыми опорными катками с внутренней амортизацией (gummisparenden Laufrollen). Департамент WaPrüf 6 настаивал на проведении скорейших ходовых испытаний. При использовании новых катков масса Panther возрастала на 3,5 тонны, расчетная масса Panther II повышалась до 52,5 тонн. Окончательно вопрос планировалось разрешить в мае 43 г. на совместном заседании танковой и автомобильной комиссий.

   Королевские тигры получили такие катки с первой машины, Тигры с 800-ой (в январе 44 г), Пантеры с катками внутренней амортизации в кол-ве 20-25 шт. были выпущены в сентябре 44 г. и поступили в Лейбштандарт. Несмотря на положительные отзывы, Пантеры продолжали выпускаться с обычными катками. Вероятно это связано с тем, что унифицированные опорные катки Пантеры 2, Тигра, Тигра 2 имели диаметр 800 мм, а Пантеры - 860, и в ухудшающихся условиях не сочли возможным переналаживать производство и сборочные линии Пантер. Skat

   4 мая вышло заключение о нецелесообразности развертывания серийного выпуска Panther II.

   3 июня 43 г. фирмы Henschel, Krupp, Demag, Daimler-Benz и пр. получили уведомление, что развертывание серийного выпуска Panther II отменяется. Всем фирмам предписывалось организовать выпуск обычных Panther.

   Т.о. проект Panther II был закрыт до того, как стал рассматриваться вопрос об установке на танк более мощного орудия (75-мм KwK.42 L/100, 88-мм орудия KwK.43 L/71) в башню Schmalturm или двигателя Maybach HL 234.

    
 

   Можно предположить, что фирма MAN продолжила проработку машины в инициативном порядке. Некоторые конструктивные решения (крышка моторного отсека, корпус с увеличенной толщиной брони, башня Schmalturm) были использованы в последующих модификациях Panther.

   В начале 44 г. было разрешено собрать два прототипа Panther II. Реально же, в марте-апреле 45 г. MAN успела выпустила одно шасси-прототип.

    
Прототип

Тактико-технические характеристики Panther II
Масса, тонн
52,5
Экипаж, чел
5
Габариты, м
длина
ширина
высота

6,6 (без орудия)
3,4
2,9
Вооружение
1x75-мм KwK.42 L/70
2х7,92-мм MG-34
Боекомплект, шт
80
?
Двигатель, л.с.
карбюраторный Maybach HL 230 P30
700
Скорость, км/ч
по шоссе
по местности

55
30-40
Запас хода, км
по шоссе
по местности

240
146
Запас топлива, л
700
Броня, мм
лоб корпуса
борт корпуса
корма

100
60
40
Удельная мощность
л.с./тонну
13,3
Средства связи
Телефон
Телеграф
Приемопередатчик FuG 5
2 км
4 км

    
 
Боевое применение

   В апреле 45 г. на шасси-прототип была установлена башня Ausf.G с 75-мм орудием. На один из послевоенных запросов фирма MAN ответила "Было заказано только два прототипа Panther II. Мы выпустили одно шасси. Есть вероятность, что этот единственный прототип участвовал в боях."

   Танк был захвачен американцами и переправлен на Абердинский полигон (штат Мериленд). В настоящее время машина находится в экспозиции Patton Armor Museum в Форт-Ноксе.

    

Panther II. Шасси-прототип с башней Ausf.G

Panther II в музее

Боевые машины на базе Panther II

   20 мая 43 г. фирма Rheinmetall предложила для танка зенитную башню с 4-мя 20-мм пушками MG-151/20. Также планировалось разработать Jagdpanther II, вооруженный 128-мм орудием StuK.44.

   Оба проекта не вышли из стадии чертежей.

    


Jagdpanther II