средний танк
Panzerkampfwagen 747 T-34(r)
 
История создания
Боевое применение
в Вермахте и войсках СС
Боевые машины
на базе T-34(r)
Галерея T-34(r)
См. также
T-34. Бронесайт Чобитка
T-34/85. Бронесайт Чобитка
T-34. The Russian Battlefield
T-34(r). BeutePanzer


"Лучший танк в мире" - генерал-фельмаршал фон Клейст, командующий 1-ой Танковой группы.
"Очень впечатляюще" - генерал-полковник Гудериан, командующий 2-ой Танковой группы.
"Нам было нечего противопоставить этому танку" - генерал-майор фон Меллентин.
"Танк Т-34 вверг германскую пехоту в полное уныние" - генерал пехоты Блюмментритт.

   "Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами Рейха и неоднократно доказавшими свое преимущество" - письмо генерал-полковника Гудериана от 21 октября 1941 г, зачитанное на совещании руководства танковых войск в ставке Гитлера.

История создания

   13 октября 1937 года Главное управление Наркомата оборонной промышленности СССР выдало Харьковскому паровозостроительному заводу (завод № 183) тактико-технические требования на разработку нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Заводская рабочая группа, выделенная в отдельное конструкторское бюро, возглавлялась Кошкиным М.И, Морозовым А.А и Кучеренко Н.А.

   К весне 1938 года был закончен эскизный проект танка, получившего внутризаводское обозначение А-20. Параллельно в инициативном порядке был разработан проект танка А-32, основным отличие которого стало отсутствие привода колесного хода и 76,2-мм орудие против 45-мм на А-20.

   4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены обе машины. В августе на заседании Главного военного совета проекты были одобрены и в первой половине 1939 года выполнены в металле. Совместные испытания обоих прототипов проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик.

   По результатам испытаний был сделан вывод, что гусеничный танк А-32 не уступает своему оппоненту колесно-гусеничному А-20 в подвижности и имеет больший ресурс по модернизации. Было рекомендовано разработать на базе А-32 новый прототип (внутризаводское обозначение А-34) с усиленным бронированием (А-20 - 25 мм, А-32 - 30 мм, А-34 - 45 мм).

   19 декабря 1939 года новый танк был принят на вооружение РККА под обозначением Т-34. В январе 1940 года Харьковским заводом был изготовлен первый прототип Т-34, второй - в феврале. В этом же месяце начались заводские испытания прототипов, а 12 марта оба танка были отправлены в Москву. 17 марта на Ивановской площади Т-34 были представлены Сталину. После показа танки ушли своим ходом по маршруту Минск-Киев-Харьков. Один из прототипов вел лично Кошкин М.И. Первые серийные машины сошли с конвейра Харьковского завода в сентябре 1940 года.

   На момент своего принятия на вооружение Т-34 был одним из лучших танков своего времени. Длинноствольная 76,2-мм пушка и противоснарядное бронирование сочетались с высокой подвижностью (скорость - поворотливость - проходимость) и низким силуэтом. Вместе с тем, как и любой новый образец бронетанковой техники, Т-34 обладал серьезными недостатками. Ахиллесовой пятой танка стала низкая надежность трансмиссии (фрикционов, коробки передач), тесная башня, рассчитанная на 45-мм пушку, и неудачные приборы наблюдения. Командир танка выполнял обязанности наводчика, отвлекаясь от руководства боем.

   Отмечу также, что Т-34 был принят на вооружение в нормальной рабочей обстановке, после широких испытаний обоих прототипов (А-20 и А-32). Драматический угон танка с полигона Кошкиным для показа Сталину можно оставить на совести мемуаристов. Но и пресловутые "колебания Наркомата обороны" в отношении танка являлись вполне объективными (Т-34 сравнили с купленным Т-3G), т.к. первые серийные танки, помимо указанных выше недостатков, обладали еще и плохим качеством изготовления и сборки. Основные конструктивные недоработки танка были устранены уже в ходе войны. Skat

   На 22 июня 1941 года в мехкорпусах западных приграничных округов находилось около 970 танков Т-34 обр. 40 и 41 гг. К 9 июля почти все тридцатьчетверки были безвозвратно потеряны, около 30% машин было брошено неповрежденными с пустыми баками, с незначительными повреждениями или застрявшими на местности.

   В отсутствии артиллерийской поддержки противоснарядное бронирование в какой-то степени помогало Т-34, но и немцы вполне успешно выбивали Т-34 и КВ огнем зениток, гаубичных орудий и, с близкой дистанции, своими танками и ПТО.
   Легендарный шок немцы испытали только 11 октября 1941 г, когда тридцатьчетверки Катукова навалились на походную колонну 4-ой панцердивизии 2-ой ТГр, подъезжавшую ко Мценску без разведки и охранения.
   Разумеется, немцы отметили положительные стороны Т-34, но как-то обошлись без вывода о "русском неуязвимом чудо-оружии". Skat


   Осенью 1943 года Т-34 прошел значительную модернизацию: в увеличенный башенный погон была установлена трехместная башня с 85-мм орудием. Этим было достигнуто полное разделение функций экипажа и вывело Т-34 по бронебойности орудия на один уровень с Pz.Kpfw.IV c "длинной рукой". Первые Т-34/85 поступили на фронт в феврале 1944 г, а в уже значительных количествах (400 из 811 Т-34) использовались в ходе наступления в Белоруссии (операция "Багратион", 22 июня - 29 августа 1944 г).

Тактико-технические характеристики Т-34
Танк
обр. 40 г.
обр. 41 г.
обр. 42 г.
обр. 43 г.
Т-34/85
Масса, тонн
26,8
27
28,5
30,9
32
Экипаж, чел
4
5
Габариты,м
длина
ширина
высота

5,92
3
2,4

6,75
3
2,4

6,75
3
2,4

6,75
3,02
2,6

8,15
3,02
2,72
Вооружение
1x76,2-мм Л-11
2х7,62-мм ДТ
1x76,2-мм Ф-34
2х7,62-мм ДТ
1x85-мм ЗИС-С-53
2х7,62-мм ДТМ
Боекомплект, шт
77
2898
77
2898
77
4725
100
4725
60
1953
Двигатель, л.с.
дизель В-2
450
Скорость, км/ч
по шоссе
по местности

54
25

54
25

51
25

55
25

55
25
Запас хода, км
по шоссе
по местности

300
150

300
150

370
185

465
230

450
220
Преодолеваемые
препятствия, м
высота стенки
ширина рва
глубина брода
подъем


0,73
2,5
1,3
35°


0,73
2,5
1,3
35°


0,73
2,5
1,3
35°


0,9
2,5
1,3
35°


0,9
2,5
1,3
35°
Запас топлива, л
455
455
455
635
(455 + 2х90)
725
(545 + 2x90)
Броня, мм
16-45
16-45
20-60
20-70
20-90
Удельная мощность
л.с./тонну
16,8
16,7
15,8
14,7
14
Удельное давление
на грунт, кг/кв.см
0,58
0,584
0,61
0,67
0,7
Средства связи
Телефон
Телеграф
71-ТК-3
16 км
30 км
Приемопередатчик 9Р
25 км
?
Средства связи
Телефон
Телеграф
Pz.Kpfw.747 T-34(r). Приемопередатчик FuG 5
2 км
4 км

Орудие,
танк
Тип снаряда
Бронепробиваемость по вертикальн. бронеплите, мм
на дистанции, м
100
500
1000
1500
2000
76,2-мм Л-11
Т-34/76 обр. 40 г.
Бронеб.
73
62
56
?
44
76,2-мм Ф-34
Т-34/76 обр. 41-43 гг.
БР-350А
БР-350Б
БР-350П
88
86
102
70
75
92
63
68
?
58
62
?
48
-
-
85-мм ЗИС-С-53
T-34/85
БР-365
БР-356К
БР-365П
?
105
108
140
100
102
118
92
92
?
85
82
?

Боевое применение в Вермахте и войсках СС
   В 1941-1943 годах германская армия захватила значительное количество Т-34/76.

    

   Согласно принятой в Вермахте нумерации трофейной техники тридцатьчетверка получила обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r). Модификации разных годов в немецкой официальной документации несли следующие обозначения: A (1940 г.), B (1941 г.), C (1942 г.), D / E / F (1943 г.). T-34(r) Ausf D (фактически Т-34 обр. 42 г.) получил прозвище "Микки-Маус", два круглых посадочных люках в башне в открытом состоянии вызывали такую ассоциацию.

   Летом 1941-го года первые трофейные Т-34(r) поступили в 1-ую, 8-ую и 11-ую танковые дивизии. Но в тд не решились использовать их в первой линии - наводчики орудий руководствовались прежде всего силуэтом танка, а не опознавательными знаками, что могло привести к обстрелу Т-34(r) своей же артиллерией или танками.

   В дальнейшем, чтобы избежать подобных случаев, на борта и крышку моторного отсека корпуса, стенки и крышу башни наносились крупные опознавательные знаки или свастика. Также частой практикой было использование Т-34(r) в боевых порядках пехотных подразделений, что исключало риск обстрела танка собственной артиллерией.

   В общей сложности около 300 Т-34/76 использовалось в Вермахте и войсках СС, как в боевых, так и в оккупационных частях. Можно назвать: 1-ый танковый полк 1-ой танковой дивизии (на 15 октября 1941 года - 6 Т-34), 2-ую тд, 33-ий тп 9-ой тд, 7-ой тп 10-ой тд, 11-ую тд, 21-ый тп 20-ой тд, 23-ую тд.

    

Т-34(r) обр. 40 г. 2-ая ТГр Гудериана?

Т-34(r) обр. 41 г.

   Сформированный в мае 1942 года Pz.Abt.zBV.66, предназначавшийся для вторжения на Мальту, в состав 2-ой роты получил трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34. После расформирования батальона Т-34 были переданы в 1-ую лыжную егерскую дивизию (1 Ski Jager Division), сражавшуюся в составе Группы армий Центр.

   Элитные танковые войска Рейха также не брезговали трофейными тридцатьчетверками. Танковый полк тд Великая Германия (Grobdeutschland) использовал T-34(r) вплоть до 1945 года.

   После боев за Харьков весной 1943 года (Контрнаступление Манштейна под Харьковом) 2-ым танковым корпусом СС было захвачено около 50 Т-34 обр. 41-42 гг. 25 танков получила 2-ая тд СС Рейх (2 SS Panzer Division das Reich), 22 - 3-я тд СС Мертвая голова (3 SS Panzer Division Totenkopf).

   Летом 1943 года T-34(r) использовались в основном в подразделениях истребителей танков. В 3-ем танкоистребительном батальоне тд СС Рейх (3 Panzer Jager Abteilung) - 25 танков. Согласно отчету на 4-е июля в тд СС Рейх числилось 18 исправных T-34(r) и 9 - в ремонте, в тд СС Мертвая голова (Totenkopf) - 22-е машины.

   В период Курской дуги, помимо войск СС, в 11-ом тп 6-ой тд числилось на 10 июля 4 Т-34(r), несколько танков в 128-ом танкоистребительном батальоне (128 Pz.Jg.Abt) 23-ей тд. В общей сложности по отчету ОКХ в июле 1943 года в Группе армий Центр использовалось 22-а Т-34(r), в ГрА Юг - 28.

   В 23-ей танковой дивизии трофейные тридцатьчетверки использовались до конца войны, в Словакии и Восточной Пруссии, летом 1943 года несколько T-34(r) имели итальянские экипажи, в сентябре 1943 года 24 танка в составе бригады Мечислава Каминского использовались на территории Белоруссии для борьбы с партизанами. В конце 1943 года рота Т-34/76 вошла в состав РОА генерала Власова.

   Некоторое количество тридцатьчетверок со значительно поврежденной ходовой частью или трансмиссией было установлено на платформах бронепоездов в качестве артиллерийских установок, например на поездах Михаэль (Michael) и Блюхер (Blucher). Часть танков со снятыми башнями использовались как артиллерийские тягачи, перевозчики аммуниции и боеприпасов или БРЭМы.

   В сражениях 1944-45 годов германской армией было взято небольшое количество Т-34/85. В ходе ожесточенных боев под Варшавой 5-ой тд СС Викинг (5 SS Panzer Division Wiking) удалось захватить несколько танков и использовать их против Красной Армии. 252-ая пехотная дивизия во время боев в Восточной Пруссии захватила один Т-34/85 и взяла его на вооружение.

   Весной 1945 года 5-ая гвардейская танковая бригада (18-ая армия, территория Чехословакии) отбила у немцев Т-34/85. На тот момент бригада имела на вооружении средние танки Т-34/76 обр. 43 года, легкие Т-70 и трофейные венгерские Толди. "Дважды трофей" стал первой тридцатьчетверкой с 85-мм орудием в бригаде.

   Официально на декабрь 1944 года в боевых частях Вермахта использовалось 39 T-34(r), из них 29 - в 1-ой лыжной егерской дивизии, на январь 1945 - 49 T-34(r) и T-34(r)/85.

   С конца 1941 года захваченные T-34 направлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации. С 1943 года к обслуживанию T-34(r) были подключены заводы в Мариенфилде (Marienfeld, фирма Мерседес-Бенц) и Герлице (Görlitz, фирма Вомаг). Заводы устанавливали на Т-34/76 командирскую башенку с распашными створками люка (с Pz.Kpfw.III) и немецкое радиооборудование.

   После повторного захвата Харькова в 1943 г, Харьковский тракторный завод поступил в распоряжение ремонтного подразделения Panzer-Werkstaff SS и ремонтировал трофейные тридцатьчетверки и КВ вплоть до вступления в город русских в августе 1943 года.

   В 1941 году T-34(r) использовались в родной темно-зеленой окраске и получали только немецкие опознавательные знаки увеличенного размера. Позднее танки стали перекрашивать в стандартный темно-серый цвет Panzer Gray, а с 1943 года - в грязно-желтый Dunkel Gelb. Тридцатьчетверки, использовавшиеся для охраны аэродромов, окрашивались в стандартный Luftwaffe Gray. Зимой на T-34(r) наносилась белая клеевая краска.

Боевые машины на базе Т-34(r)
2-cm Flakvierling (Sf) auf Fahrgestell T-34(r). (Flakpanzer T-34(r))
2-см самоходное зенитное орудие на шасси T-34(r)

    

Т-34(r) обр. 43 г. тд Великая Германия

Т-34(r) обр. 41 г. тд СС Мертвая Голова

Подбитый Т-34(r) обр. 42 г. тд СС Рейх. Russian Military Zone

Т-34(r) обр. 43 г. 23-я тд

Итальянский Т-34(r) обр. 41 г.

Т-34(r) обр. 41 г. Бронепоезд Блюхер

Т-34(r)/85, Pz.Kpfw.38(t), SU-76(r)

   В начале 1944 года полевая мастерская 653-его тяжелого батальона истребителей танков (653 schwere Panzerjager Abteilung, штурмовые орудия Элефант) изготовила в единственном экземпляре самоходную зенитную установку на базе шасси Т-34 обр. 43 г.

   Flakpanzer T-34(r) был оснащен 4-ствольным 2-см зенитным орудием Flakvierling-38 (по другим данным счетверенными зенитными орудиями 2-см Flak-30/38). Башня танка была снята, на штатный неподвижный полик боевого отделения сваркой прикреплена импровизированная станина (4-е вертикальных швеллера и поверх стальной лист). Болтовым соединением зенитное орудие крепилось к станине.

   Судя по фотографиям, после небольшого периода эксплуатации, на правый борт самоходки была наварена ближе к корме стойка для запасных топливных канистр.

   Защита зенитного орудия представляла собой рубку, сваренную из бронелистов подбитых танков и открытую сверху и сзади. На 4-х кронштейнах рубка крепилась к зенитному орудию, имея возможность поворачиваться вместе с ним.

   Flakpanzer T-34(r) был приписан к штабу 653-го батальона.

    

Flakpanzer Т-34(r)

Flakpanzer Т-34(r)

8,8-cm FlaK-18/36 (Sf) auf Fahrgestell T-34(r).
8,8-см самоходное противотанковое орудие на шасси T-34(r)

   Данная импровизированная самоходка использовалась в апреле 1945 года боевой группой Кинаста (Kampfgruppe Kienast) в Саксонии.

   На форумах по поводу этого агрегата сломано много копий - было не было. С конструкторской точки зрения вполне возможно было приварить 88-мм зенитку на штатной тумбе или самодельной станине на полик (именно полик боевого отделения, а не днище танка). Передняя часть базового шасси будет перегружена, но для небольшого периода боевых действий самоходка вполне пригодна. Skat

   

   

    

8,8-cm FlaK-18/36 (Sf)