[an error occurred while processing this directive]

Аврокар - потомок немецких дисков

   В 1947 году в канадском отделении британской фирме "Avro" начались работы по созданию ЛА типа "дисковое крыло диаметром 5,48 м с кольцевым соплом по периметру". В качестве силовой установки предполагалось использовать 3 турбореактивных двигателя и центральный ротор. Газовый поток от двигателей поступал на турбину центрального ротора. Далее выхлопы смешивались с воздушным потоком ротора и поступали в кольцевое сопло.
   12 декабря 1959 года на территории завода "Авро Канада" в Мелтоне "Аврокар" совершил первый подлет, а 17 мая 1961 года начались горизонтальные полеты. Полеты выявили крайне низкую устойчивость аппарата по горизонтальным осям. Это хорошо видно на черно-белой хронике, когда Аврокар перемещается над взлетной полосой, валясь то на один, то на другой бок. В декабре 1961 года все работы над аппаратом были прекращены. За время работ было создано 2 машины, условно Модель-1 и Модель-2. Один аппарат разобрали, второй - поставили в музей.

"Аврокар" Модель 1: фот. 1, фот. 2, фот. 3, фот. 4, компоновочная схема
"Аврокар" Модель 2: фот. 1, фот. 2, фот. 3
"Аврокар" в ангаре: вид спереди, вид сбоку

   С Моделью 2 все ясно - другая форма корпуса, поэтому я его рассматривать не буду. Я предлагаю сравнить аппарат [условно - Модель 0], стоящий в ангаре, и фотографии Модели 1 "Аврокара" на испытаниях.
   "Аврокар" Модель 0, стоящий в ангаре - весь в потеках ржавчины. Помещение, где он находится, не является музеем, скорее это ангар, в котором складируются старые самолеты и запчасти к ним. Ангар находится в Мелтоне, где собственно и проводилась вся программа.

1 отличие
   На центральном роторе Модели 0, стоящей в ангаре, установлен входной направляющий аппарат, кратко - ВНА. Он представляет собой ряд неподвижных лопастей перед рабочим колесом [вращающимся диском с лопатками] центрального ротора. Его задача - обеспечить предварительную закрутку втягиваемого потока воздуха перед поступлением его на лопатки рабочего колеса. Наличие или отсутствие ВНА закладывается на стадии проектирования ротора газотурбинного двигателя. Т.е. ВНА нельзя произвольно снимать или ставить на место, тем более, если он есть, то в нем всегда размещается передняя опора ротора [схема ротора с наличием/отсутствием ВНА]. На центральном роторе Модели 1 "Аврокара" ВНА не установлен.

2 отличие
   Под днищем Аврокара расположено круговое сопло. По бокам и в задней части - рулевые сопла. Боковые сопла снабжены отклоняемыми интерцепторами, задние - направленной вниз кромкой. В носовой части сопел нет. Две пилотские кабины находятся в передней части аппарата, там, где заканчивается ряд боковых сопел и по диагонали относительно задних сопел. Т.е. кабины выдвинуты вперед относительно центральной оси аппарата. Фот. Модели 1;
   На Модели 0 пилотские кабины находятся за центральным ротором, над оконечностью боковых сопел и частично над задними соплами. Фот. Модели 0;

   Т.о. при одинаковом расположении сопел, у Модели 0 и Модели 1 "Аврокара", на 1800 различается положение пилотских кабин и двигателей. Может возникнуть вопрос, что квадратное отверстие в корпусе Модели 0 "Аврокара" и есть пилотская кабина. Но это - отсек демонтированного двигателя [Фот. воздухозаборника Модели 1 и отсека демонтированного двигателя. Рядом располагается заглушка или крышка трубопровода].

3 отличие
   На фотографиях Модели 0 видно, что пилотские кабины закрыты откидывающимися дверцами с прозрачными колпаками [сами колпаки отсутствуют, овальные отверстия прикрыты заглушками]. У Модели 1 такие дверцы отсутствуют. Пилотские кабины открыты, а пилота защищает только дуга безопасности.

Вывод
   Я считаю, что аппарат, стоящий в ангаре, является одним из немецких летающих дисков. Вероятно, его вывезли в США в 1945 году и попытались скопировать. После нескольких испытаний схема была признана нежизнеспособной и проект закрыли. Один из американских аппаратов разобрали, второй - поставили в музей, а немецкий прототип поместили в ангар-запасник.