[an error occurred while processing this directive]

Отчет о испытаниях открытой немецкой самоходной установки с 88-мм пушкой PaK-43. Весна 1946 г.

Назад

   Весной 1945 года частями 3-й армии генерала А. Горбатова (1-й Белорусский фронт) были захвачены по крайней мере две такие машины: одна в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина), вторая в г. Бранденбург (юго-западнее Берлина). Кроме того, один Waffentrager летом 1945 года был выставлен на выставке трофейного вооружения и техники в ЦПКиО им. Горького в Москве. На борту машины была надпись: "Из Берлина". Весной 46 г. ее доставили на полигон в Кубинке для прохождения испытаний.

   Из-за недостаточной надежности самоходной установки, обусловленной конструктивной и технологической недоработкой, а также неудовлетворительным техническим состоянием провести испытания в полном объеме не удалось. Всего машина прошла 200 км, а из орудия было сделано 56 выстрелов. Из-за отсутствия штатного немецкого прицела стрельба производилась при помощи японского телескопического прицела, установленного на прицельное приспособление с помощью специально изготовленного кронштейна.

   Немецкая самоходная артиллерийская установка с пушкой РАК-43 относится к классу открытых самоходных установок с круговым обстрелом. По весу (11,2 т) она может быть отнесена к легким самоходным установкам шла ЗСУ-37 и СУ-76; по мощности выстрела (52.500 кгм) к тяжелым самоходным установкам типа ИСУ-152 и Фердинанд и уступает в этом отношении установкам СУ-100 и ИСУ-122.

   При ее создании были использованы:

-   88-мм противотанковая пушка PaK-43, ранее устанавливавшаяся на САУ "Hornisse" [Правильнее Насхорн];

-   двигатель HL-42, главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота и бортовые передачи с немецких легких полугусеничных тягачей;

-   гусеницы с танка "Прага" 38-Т. Указанная унификация большинства основных агрегатов свидетельствует о стремлении к удешевлению и массовости производства нового образца самоходной установки.

   Однако ряд слабых мест установки - система охлаждения двигателя, механизм переключения передач, отсутствие защиты экипажа от пыли, грязи и атмосферных осадков, крепление крышек опорных катков - свидетельствуют о сжатых сроках проектирования, разработки и изготовления первой партии машин.

   Принципиальная идея конструкции установки - открытое размещение артиллерийской системы с круговым обстрелом - целиком себя оправдала. Этим мероприятием удалось обеспечить хорошие условия работы расчета, по существу не отличающиеся от условий работы расчетов полевых артиллерийских систем.

   В ходе испытаний была проведена оценка вооружения, динамических и эксплуатационных показателей и рабочих мест экипажа. Кучность боя орудия при стрельбе с места (на дистанции 1000 м) вполне удовлетворительна, отклонения по высоте и направлению не превышают 0,22 м. Скорострельность Огневые испытания. Ствол развернут к корме машины при стрельбе с места по неподвижной цели составила 7,4 выстрела в минуту, что представляет хороший показателель.

   Гидропневматический уравновешивающий механизм обеспечивает постоянные усилия на рукоятке маховика подъемного механизма при углах возвышения от -8 до +40 гр. Вместе с тем, подъемный механизм обеспечивает невысокую скорость наведения по вертикали и создает большие усилия на рукоятке маховика. Поворотный механизм, напротив, обеспечивает достаточную скорость наведения по горизонту и нормальные усилия на рукоятке маховика.

   Вынос цапф качающейся части орудия назад относительно центра тумбовой установки уменьшает величину вылета ствола, способствует уравновешиванию огневой платформы и увеличивает угол возвышения орудия.

   Машина обладает хорошей плавность хода, но неудовлетворительной маневренностью (вследствии применения в качестве механизма поворота двойного дифференциала) и малым запасом хода (111 км по асфальтовому шоссе и 62 км по грунтовой дороге).

   Оценка рабочих мест следующая: нахождение командира во время стрельбы вне машины обеспечивает ему удобство наблюдения. Наводчик во время стрельбы находится на сиденье слева от орудия у механизмов наведения и прицела, пользоваться которыми ему удобно. Заряжающий во время стрельбы может располагаться справа или слева от орудия. Удобство его работы обеспечивается откидыванием кормовой площадки. Механик-водитель во время стрельбы выполняет роль подносчика боеприпасов. Боекомплект размещен удачно.

   Во время движения заряжающий и командир размещаются на задних сиденьях огневой платформы, которые очень неудобны - жесткие и недостаточного размера. Во время движения механик-водитель находится в передней части установки, слева по ходу. Недостатком места водителя является значительное удаление педалей управления от сиденья, недостаточное количество контрольных приборов и высокая температура (до 70 гр.) из-за выбрасывания воздуха, нагретого двигателем, в отделение управления. Общим недостатком всех рабочих мест при движении является отсутствие защиты от дождя, снега, пыли и грязи.

   Достоинства машины:

1.   Мощная артиллерийская система, обеспечивающая бронебойному снаряду живую силу 52.500 кгм при начальной скорости 1000 м/с;

2.   Открытое размещение орудия, обеспечивающее хорошие условия работы расчета;

3.   Удовлетворительная устойчивость установки, достигнутая применением дульного тормоза, большой длиной отката и удачным размещением центра тяжести;

4.   Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом;

5.   Быстрая переброска огня при любом секторе обстрела, достигаемая разворотом орудия при выключенном поворотном механизме;

6.   Быстрый переход из походного положения в боевое;

7.   Удачный стопор орудия по-походному, надежно и просто закрепляющий орудие;

8.   Компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, достигнутое введением промежуточного редуктора между двигателем и главным фрикционом.

   Недостатки машины:

1.   Удельная мощность - 9 л.с./т - недостаточна;

2.   Незащищенность механика-водителя от взрывной волны при артобстреле и отсутствие ограждений для расчета исключают возможность стрельбы с хода и коротких остановок;

3.   Корректировка огня наводчиком через прицел и через люк броневого щитка невозможна вследствие закрывания пороховыми газами цели и трассера;

4.   Отсутствует легкосъемный тент над огневой платформой и защитный колпак над отделением управления. В результате этого экипаж совершенно не защищен от пыли, грязи и атмосферных осадков;

5.   Недоработка системы охлаждения двигателя, заключающаяся в следующем: отсутствует натяжное приспособление для ремня привода к вентилятору; происходит образование встречных потоков воздуха, нагретого двигателем и выбрасываемого вентилятором через жалюзи в лобовом листе, и наружного (особенно при встречном ветре), поступающего через жалюзи в моторное отделение.

6.   Недостаточная надежность механизма переключения передач;

7.   Ненадежное крепление крышек опорных катков подвески;

8.   Значительное удаление педалей управления от сиденья механика-водителя;

9.   Неудачная конструкция сидений огневой платформы;

10.   Вылет впереди гусениц буксирных петель, в результате чего ограничена высота преодолеваемого вертикального препятствия;

11.   Недостаточный возимый запас снарядов.

   К особенностям конструкциии САУ может быть первую очередь отнесена ее специальная база. По результатам исследования конструкции можно предполагать, что при создании данного объекта была поставлена задача максимального использования агрегатов и узлов, производившихся немецким автомобиле- и танкостроением и размещение их в специальном корпусе.

   Наряду с этим, ряд конструктивных недостатков и недостаточная надежность, указывают на то, что разработка и создание машины не доведены до конца и, вероятно, проводились в сжатые сроки.

   Также необходимо отметить компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения. Этого удалось достигнуть введением промежуточного редуктора (гитары) между двигателем и коробкой передач, позволившим избегнуть их обычного соосного расположения.

   Обращает на себя внимание обеспечение свободного доступа к боекомплекту и орудию при заряжании за счет отсутствия бортов, кормы и крыши у огневой площадки, наличия откидной кормовой площадки и размещения боекомплекта в местах, удобных для доставаний.

   Наиболее характерной особенностью испытанной самоходной установки с точки зрения веса является то, что на долю установки вооружения и боекомплекта приходится до 30% от общего веса. По мощности выстрела испытанная САУ далеко выходит из класса легких (по весу) и равноценна средним и тяжелым самоходкам.

   В то же время данная машина по удельной мощности выстрела (отношение мощности выстрела к боевому весу) значительно превосходит все известные до сих пор машины.

   В целом, данная самоходная установка имеет ряд существенных недостатков вследствие конструктивной недоработки и поэтому не может быть использована как образец для создания отечественной установки данного типа. Практический интерес в данной САУ представляют следующие данные: схема компоновки машины в целом и идея сочетания мощного вооружения и легкой базы специального типа.

   За основу для проектирования опытного образца отечественной САУ открытого типа (истребитель танков) должна быть взята пушка калибра 100 мм с начальной скоростью 1000 м/с, устанавливаемая на специальной базе, созданной из агрегатов танка Т-44 или Т-54.