[an error occurred while processing this directive]

Классическая танковая компоновка
В.Чобиток

Назад
Советская компоновка
Двигатель и трансмиссия в задней части танка

Недостатки:

  1. большое МТО (недостаток был устранен на Т-44, когда двигатель повернули на 90 градусов и поставили поперек корпуса)
  2. малый объем боевого отделения
  3. башня смещена вперед (особенно заметно на ИС-2, у него стандартное походное положение - пушка назад)
  4. люк механика-водителя на лобовом листе
  5. приводы управления идут от места механика-водителя через весь корпус к коробке передач
  6. равномерное по толщине бронирование корпуса (для Т-34) со всех сторон, в результате - перетяжеление танка при недостаточно высоком бронировании лба.

Преимущества:

  1. снижение массы и габаритов
  2. более низкий силуэт
  3. ведущие колеса сзади, что повышает их защищенность и улучшаются условия работы гусеничной ленты
  4. рациональная форма брони (наклон)
  5. высокая степень доступности агрегатов и их ремонтопригодность
  6. агрегаты трансмиссии сзади, что повышает степень выживаемости машины, т.е. пробитие лобовой брони не обязательно приводит к остановке машины
  7. между коробкой передач и двигателем нет промежуточных передач.

Немецкая компоновка
Двигатель в задней части танка, трансмиссия в передней

Недостатки:

  1. большие масса и габариты
  2. повышается высота корпуса
  3. карданный вал через весь корпус - слабое звено, которое может быть повреждено, а двигатель и коробка передач будут при этом в рабочем состоянии
  4. впереди ведущие колеса - их легче вывести из строя коробка передач впереди - при пробитии лобовой брони скорее может выйти из строя и танк теряет подвижность

Преимущества:

  1. башня по центру корпуса (результат - длинноствольная пушка, равномерное распределение массы по каткам)
  2. люк механика-водителя на крыше корпуса
  3. большой объем боевого отделения
  4. дифференцированное бронирование, бронирование лба значительно выше (хотя это решение больше не компоновочное)
  5. коробка передач впереди - дополнительная защита экипажа при пробитии лобовой брони
  6. приводы управления коробкой передач непосредственно на коробке