[an error occurred while processing this directive]

У-боты острова Рюген

Назад

   Спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны в одну из советских комендатур Восточной Германии пришел пожилой немец и рассказал, что по приказу Деница в 1945 г. где-то у острова Рюген были затоплены подводные лодки в полной боевой готовости. Сообщение показалось невероятным, подобных заявлений относительно Янтарной комнаты тогда было тьма, а тут еще и субмарины. Но был разгар "холодной войны", и к счастью, от этого заявления не отмахнулись. Вскоре были найдена и другая информация о, якобы, подготовке какой-то секретной подводной войны. Лодки искали долго. Буквально накануне наступления обычных осенне-зимних штормов 1956 г, водолаз отряда подводно-технических работ увидел краешек рубки в зарослях водорослей у острова Рюген. Первичный осмотр показал, что 12 подводных лодок новейшего германского проекта не потоплены, а законсервированы в подводном положении. Субмарины в отличном состоянии, с полным боекомплектом торпед лежали на ровном киле на одинаковом друг от друга расстоянии.
   В начале 1945 г. гросс-адмирал Карл Дениц разработал операцию "возмездия на будущее". Несколько подводных лодок 26-й серии, в которых были реализованы все научно-технические достижения немецкого судостроения, подготовили к длительной консервации. Волчью стаю тайно отвели в один из заливов острова Рюген (Сев. Германия, Балтийское море). Заполнив балластные цистерны водой, субмарины аккуратно положили на дно, замаскировав водорослями. Лодки покоились на глубине 45 м, вполне доступной для аквалангистов. Каждая лодка снабжалась уникальным шлюзом, через который можно было проникнуть внутрь субмарины. В ту же ночь все водолазы, производившие работы, были взорваны на своём водолазном боте.
   В определённую дату экипажи лодок должны собраться, расконсервировать лодки и выйти в море для нанесения внезапного удара против кораблей супердержав. И никому бы в голову не пришло, что не "Комсомолец" или "Огайо" произвели первый торпедный залп, но вернулись из небытия волчьи стаи гросс-адмирала Деница.
   Лодки решено было поднять для изучения новейших разработок немецкого подводного кораблестроения, а заодно и понять намерения немецких подводников. Но надвигающийся сезон штормов заставил отложить проведение судоподъёма до следующего года. После окончания весенних штормов, водолазы 447-го дивизиона аварийно спасательной службы Балтийского флота начали готовить субмарины к подъёму. Лодки были сухие внутри и только одна оказалась заполнена водой, просочившейся через сальники подъемных устройств. В 1956 году, под бдительным наблюдением КГБ, немецкие субмарины подняли на поверхность. При подъеме затопленной субмарины (по одним сведениям - первой в партии, по другим - последней) в тот момент, когда она показалась на поверхности, лопнули тросы понтонов и лодка снова ушла на дно. При ударе о грунт разрушились рубка и носовой отсек. Второй раз поднимать лодку не стали.
   По мнению присутствавших подводников субмарины находились в идеальном состоянии и могли сохранять боеготовность еще лет 15 - 20. Тщательно упакованные продукты и медикаменты имели большой запас годности, на каждой подлодке имелись навигационные карты практически на все моря и океаны. Команде достаточно было нескольких часов, чтобы привести жизненно важные механизмы субмарины в рабочее состояние и "оживить" весь корабль.
   После подъема субмарины тщательно замаскировали и отбуксировали в неизвестном направлении. Больше их никто не видел. Неизвестно и полное оснащение этих лодок, их реальные боевые возможности. Прошло более 40 лет со дня начала строго секретной тогда операции в одном из заливов немецкого острова Рюген в южной Балтике, но вероятно документы до сих пор засекречены и выйдут на свет нескоро.


Серия 26

   Серия XXVI вариант W представляла собой среднетоннажную дизель-электрическую подводную лодку, снабженную парогазовой турбинной установкой (ПГТУ) конструкции профессора Гельмута Вальтера. ПГТУ, работавшая на разложении высоко-концентрированной перекиси водорода H2O2, позволяла ПЛ развивать большую (до 25 узлов) подводную скорость, необходимую для выхода в атаку или отрыва от противолодочных сил противника после залпа.
   6 мая 1944 г. Германия-Верфт (Гамбург) и верфь в Киле получили заказ на строительство ста субмарин серии XXVI-W U-4501 - U-4600. Весной 1945 г. заказ был аннулирован. Дальше начинаются разночтения...
   Я просмотрел несколько сайтов по тематике немецкого подводного флота, а также статей о Г. Вальтере и его работах для Кригсмарине. В них, как ни странно, содержится более детальная информация о строительстве ПЛ с ПГТУ.
   Во-первых, слово "canceled" англоязычных сайтов, переводимое как "сняты со строительства", может означать и "не приняты". Официальной военной приемкой с бутылкой шампанского и поднятием флага. Далее, первая лодка U-4501 в конце 1944 г. проходила испытания и показала подводную скорость хода 21 узел. Нужно помнить, что конвейр новейших подлодок дал основную продукцию уже в 1945 г. После войны на указанных выше верфях были обнаружены несколько недостроенных ПЛ XXVI и большое кол-во их секций, подготовленных к сборке. А сколько достроить все-таки успели?
   Главным козырем серии XXVI была разумеется ПГТУ. Семерка (ПЛ серии VI) развивала максимум 8 узлов под водой. ПЛ с ПГТУ - до 25. А основной минус ПГТУ в следующем - перекись водорода по бризантным свойствам мощнее, чем гексоген, и НЕ взрывается только при нахождении в таре из чистого аллюминия или синтетического материала.
   Тем не менее, эти лодки не были пустышкой, склонной взрываться при малейшем чихе. После войны, в 1949 г. в СССР был разработан проект 617 ПЛ с ПГТУ. Опытовая лодка С-99 была спущена на воду в 1952 г. и использовалась для исследования ПГТУ. За весь ее срок службы (1952 - 1959 гг.) была только одна серьезная авария - взрыв перекиси водорода - да и та произошла не по причине отказа ПГТУ (на 90% состоявшей из немецких деталей), а из-за попадания внешней грязи (ржавчины или окалины) в трубопровод подачи перекиси.
   А могли лодки пролежать 10 лет на дне и не рассыпаться? Могли. Во второй половине 50-х Бундесмарине подняло электролодки, потопленные в 1945 г. - одну крейсерскую XXI и две малютки XXIII. Лодки были осушены, очищены, заштопаны и служили аж до конца 60-х.
   Подводя итог, можно сказать: вероятно эта краткая заметка не является газетной уткой. При сочинительстве проще было написать про электролодки серий 21 или 23 - они всегда на слуху. А если отставить в сторону мысль о призрачной волчьей стае и желании Деница подложить свинью победителям, то возможно кто-то просто хотел сохранить новейшие лодки для благодарных немецких потомков или использовать их в качестве грин-карты, вручив союзникам.
   В конце концов, последнюю из них можно найти - Балтика, о. Рюген, залив, 45-метровая изобата. Искать цилиндрический объект длиной 56,2 м.

ТТХ ПЛ XXVI-W и С-99 проекта 617
Тип ПЛ
Водоизмещение, тонн
надводное \ подводное
Размеры, м
длина \ ширина
Двигательная установка
Скорость хода, узлов
Дальность хода, миль
Глубина погружения, м
рабочая \ предельная
Вооружение
Экипаж, чел
XXVI-W
842 \ 926
56,2 \ 5,45
дизель 575 л.с.
эл. мотор 520 л.с.
эл. мотор подкрадывания 81 л.с.
ПГТУ 7.500 л.с.
11
10
3
25
7.300
45
-
158 (на 22 узлах)
135 \ 270
6 нос. ТА
33
С-99
950 \ 1.500
62,2 \ 6,1
дизель
эл. мотор
ПГТУ
11
?
20
8.500
?
185
200 \ 300
6 нос. ТА
51

Подводная лодка серии XXVI, Германия, 1944 г, длина 56,2 м.


Подводная лодка C-99 проекта 617, СССР, 1948 г, длина 62,2 м.