[an error occurred while processing this directive]

Сверхдальний космический бомбардировщик Зенгера

   В 1933 г. австрийский инженер д-р Зенгер (Eugen Sänger) предложил проект дальнего ракетного бомбардировщика. Он представлял собой летательный аппарат (ЛА), сохранявший общие контуры самолета, но рассчитанный на полеты в стратосфере. Суть идеи заключалась в том, что при быстром снижении ЛА с высоты порядка 250 км в плотные слои атмосферы, он должен рикошетировать от ее верхних слоев, поднимаясь снова в безвоздушное пространство. Повторяя многократно это движение, ЛА будет описывать волнообразную траекторию, подобно плоскому камню движущемуся по водяной поверхности. Каждое новое погружение в плотные слои атмосферы будет сопровождаться потерей доли кинетической энергии и постепенно ЛА перейдет в планирующий полет.
   Согласно проекту Зенгера стратосферный бомбардировщик (по современной терминологии - шаттл) должен был весить 100 тонн, из которых вес непосредственно ЛА составлял 10 т, полезной нагрузки 5-6 т, горючего для ЖРД (жидкостный ракетный двигатель) 84-86 тонн. Из-за уникального способа и сверхзвуковых скоростей полета ЛА проектировался со специфичными чертами, характерными для современных сверхзвуковых самолетов и шаттлов. Фюзеляж имел острую уплощенную форму для максимального снижения лобового сопротивления и влияния скачков Маха (скачков уплотнения) при движении со сверхзвуковой скоростью. Нижняя часть фюзеляжа представляла собой плоскость, приподнимающуюся в носовой части. Небольшие стреловидные крылья и оперение предназначалось в основном для стабилизации ракетоплана в полете и посадки.
   В малом носовом отсеке фюзеляжа устанавливалось передняя опора посадочного шасси, далее располагались кабина пилота, два цилиндрических бака с Ракетоплан Зенгера. Компоновочная схема окислителем, два цилиндрических бака с горючим, в хвостовой части фюзеляжа находился мощный ЖРД. В средней части фюзеляжа располагались 2-е основные стойки посадочного шасси и отсек с полезной нагрузкой. Крыло имело обычный профиль с максимальной толщиной в 1/20 часть хорды и не имело установочного угла атаки, что обуславливалось способом движения. Вертикальное оперение размещалось на концах стабилизатора.
   Маршевый ЖРД ракетоплана должен был иметь тягу 98,4 тонны. Горючим служила нефть, окислителем - жидкий кислород.
   Пуск ракетоплана осуществлялся на специальной рельсовой стартовой тележке с пусковой рампы длиной 2,9 км при помощи мощного ускорителя, снабженного ЖРД, фактически представлявшего собой первую ступень двухступенчатой космической системы. В момент прохождения рампы тележка сбрасывалась, а связка "ракетоплан-ускоритель" набирала высоту под углом 30°.
Схема стартовой рампы и ракетной связки I - стартовая тележка
II- стартовая рампа
III - ускоритель
IV - ракетоплан
   Через 36 сек полета на высоте 12 км и удалении от места старта 20 км скорость связки становилась равной 450 м/с, ускоритель отделялся и ракетоплан продолжал полет самостоятельно. Включался маршевый ракетный двигатель, который за 336-480 сек разгонял ракетоплан до скорости 6,1-6,4 км/с. Потолок траектории находился в диапазоне 91-260 км в зависимости от планируемой дальности цели и полезной нагрузки. ЛА достигал его через 372 сек полета на удалении 736 км от точки старта. Масса ракетоплана с полезной нагрузкой в этот момент составляла 16 тонн за счет выработки топлива. После выхода в верхнюю точку траектории проиходило выключение маршевого ракетного двигателя и ЛА продолжал полет по волнообразной траектории со сверхзвуковой скоростью. Снижаясь до высоты 40 км ракетоплан должен был рикошетировать от плотного слоя атмосферы. Старт ракетоплана Достигнутая таким способом дальность действия составляла 24 тыс. км.
   Была разработана схема атаки 6-тонной бомбой Нью-Йорка. Пролетев около 5550 км на скорости 6000 м/с, через 1522 секунды (25,4 мин) после старта ракетоплан должен был сбросить бомбу. Она размещалась в прочном контейнере, который выдерживал прохождение сквозь плотные слои атмосферы. Пролетев по наклонной траектории около 500 км, бомба должна была поразить Нью-Йорк.
   В это же время ракетоплан выполнял разворот на обратный курс. Космический бомбардировщик над планетой Поворот осуществлялся по радиусу 500 км, продолжался 330 сек и завершался на высоте 38 км в точке, удаленной на 4500 км от места посадки. Через 4452 сек с начала старта на высоте 20 км, удалении от места приземления 100 км, скорость ракетоплана становилась дозвуковой. ЛА совершал посадку на шасси самолетного типа. Общее время полета, согласно расчетом, должно было составить 4755 сек (1 ч 20 мин).
   В 1936 г. для проектирования ракетной системы был создан Научно-исследовательский институт техники ракетного полета в городе Трауэн. К 1939 г. было закончено строительство лабораторий, производственных цехов, испытательных стендов и административного здания института. Д-р Зенгер с небольшим, но опытным штатом сотрудников приступил у осуществлению десятилетней программы исследований и экспериментов, главной целью которых являлось создание надежного ЖРД с тягой 100 т. В программу входило также создание турбонасосных агрегатов и другого оборудования для ракетного двигателя, изучение вопросов аэродинамики движения при скоростях от 3 до 30 M (т.е. при превышении скорости звука в 3...30 раз), разработка сверхзвуковой стартовой катапульты и т.д.
   Однако, в 1942 г. стало ясно, что будет невозможно реализовать столь грандионную программу в условиях военного времени. Работы по созданию космического бомбардировщика были прекращены в пользу баллистических ракет Фау-2 (A-4).

TopList